
Анастасия Георгиевская
Биография
Она родилась в Орле 7 ноября 1914 года. Через три года Настя осталась круглой сиротой и попала в школу-коммуну. Затем в фабрично-заводском училище осваивала слесарное и токарное дело, работала на машиностроительном заводе и играла в самодеятельном театре «Живая газета», который в 1929 году был преобразован в Театр юного зрителя. В 16 лет Анастасия поехала покорять столицу, где устроилась в Московский театр юного зрителя. В 1931 году поступила в ГИТИС. Н. Литовцева, жена В. Качалова, стала ее педагогом по актерскому мастерству. Институт Анастасия окончила в 1936 году, тогда же ее приняли в труппу МХАТа. К слову, этому театру она оставалась верна на протяжении всей жизни. В прославленном театре Георгиевская дебютировала в крохотном эпизоде в спектакле «Земля», где ее партнерами были В. Качалов, О. Книппер-Чехова, И. Москвин, О. Андровская. Затем молодая актриса получила роли в спектаклях «Синяя птица», «Соперники». В 1939 году состоялся настоящий дебют Георгиевской в роли Таисии («Достигаев и другие»). В том же году сыграла миссис Даджен («Ученик дьявола»). В 1940 году Художественный театр осуществил новую постановку «Трех сестер» А. Чехова. В этом спектакле 25-летняя Георгиевская сыграла роль Наташи, достигнув в знаменательной для нее работе «бесспорного эффекта характерности». Георгиевская создала образ мещанки до мозга костей – глупой, вульгарной, по-чеховски смешной в своих безмерных претензиях. Более пятидесяти лет актриса с неизменным успехом выступала на сцене МХАТа не только в классическом, но и в современном репертуаре. Галерея разнообразных героинь Георгиевской отмечена редкой правдивостью несхожих образов. Ее искусство отличалось глубоким проникновением в сущность характеров, эмоциональной заразительностью и остро отточенной сценической формой. Игра Георгиевской нередко создавала иллюзию, будто на сцену случайно попала какая-то проводница поезда (мать Валентина в спектакле «Валентин и Валентина») или, как на спектакле «Сталевары», настоящая хозяйка пивного ларька, разбитная и по-своему добрая. Среди множества ролей, сыгранных Георгиевской за долгую жизнь на сцене, – Ксения («Егор Булычев и другие») и Анна («На дне»), Потапова («Битва в пути») и Пошлепкина («Ревизор»), Обноскина («Село Степанчиково и его обитатели»), Карпухина («Дядюшкин сон») и др. Виртуозный мастер «жизненной правды», Георгиевская обладала особым даром «вживания в образ». Театральная легенда утверждает, что она могла бы играть и без партнеров. Народная артистка СССР Алла Тарасова писала о Георгиевской: «Жар сердца, который чувствуется во всем, что бы она ни делала, – вот то удивительное качество, которым Георгиевская покоряла и зрителей, и артистов. Ее образы хочется сравнить с яркими, удивительно самобытными картинами Кустодиева». 1951 году Георгиевская за исполнение роли в спектакле «Вторая любовь» была удостоена Сталинской премии второй степени. В этом же году она начала сниматься в кино.
Фильмы и сериалы (28 фильмов)
Кто прав, кто виноват?
1980
Роль: Kharitonova
Экранизация двухсерийного спектакля "Чеховские страницы" в постановке МХАТа им. М.Горького по одноактным пьесам и рассказам А.П.Чехова: "Канитель", "Лекция о вреде табака", "Юбилей", "Печенег", "Рассказ госпожи N.N.", "Лебединая песня" .
Чеховские страницы
1977
Роль: Настасья Федоровна Мерчуткина
Три сатирические киноновеллы антиалкогольной тематики: «Какая наглость», «По законам гостеприимства» и «Сто грамм для храбрости».
«Сто грамм» для храбрости
1977
Роль: "academician's" wife
Мультфильм о маленьком слоненке Фантике и злом Штуше-Кутуше.
Фантик
1975
Роль: Turtle (voice)
Мультипликационный фильм про приключения школьников, которых художник отправил на страницы книги, чтобы они отыскали кляксу, испачкавшую рисунки.
Мы ищем кляксу
1969
Роль: Baba Yaga (voice)
Первый фильм тетралогии о судьбе опытного разведчика, сына русского эмигранта графа Тульева. Резидент должен добыть сведения о разработках в атомной промышленности, но чекисты нападают на его след — и он допускает роковую ошибку...
Ошибка резидента
1968
Роль: neighbor in the train compartment
Знакомая каждому с детства сказка Джанни Родари рассказывает о мальчике-луковке и его друзьях из «фруктово-овощного» сказочного мира, которые борются за справедливость и мечтают о добре.
Чиполлино
1961
Роль: countess Cherries (voice)
Про взбаламошную принцессу, которая насыпала перца и соли в еду для старушки, попросивщей накормить ее. Старушка, оказавшаяся волшебницей, выполнила буквально пожелание принцессы и сделала ее легкой, как перышко.
Золотое перышко
1960
Роль: Sorceress (voice, uncredited)
О русской женщине, перенесшей все тяготы Великой Отечественной войны и растившей детей в трудные послевоенные годы.
Аннушка
1959
Роль: Polina Sergeyevna
Старый завхоз стремится сделать все от него зависящее, чтобы «подведомственные» ему детские ясли открылись в срок. Но для этого нужно немедленно получить одну резолюцию — а вот ее-то махровый бюрократ из управления никак не желает ставить в последний рабочий день.
Безумный день
1956
Роль: Vera Karpovna - sister-owner of the «Lipki» holiday house