Эраст Гарин

Эраст Гарин

Профессия: Актер
Дата рождения: 28 октября 1902 г.
Возраст: 77 лет
Дата смерти: 4 сентября 1980 г.
Место рождения: Russian Empire
Пол: Мужчина

Биография

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия - Герасимов) - советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977). Эраст Герасимов родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани (позже - 1-й самодеятельный театр Красной Армии) (1919-1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром попал в Москву, где был замечен Вс. Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 году поступил в руководимые Вс. Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ) (позже - Государственные высшие театральные мастерские, куда влился ГВЫРМ), в 1922-1926 годах - в Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпроса РСФСР (ГЭКТЕМАС), одновременно вёл работу в РКА в создаваемой там «живой газете». В 1922-1936 годах - актёр Государственного театра имени Мейерхольда. Вс. Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Э. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда. Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») - иронично-политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» - неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Э. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Вс. Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество. Славу и признание принесла Э. Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Э. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Вс. Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде. В 1934 году - актёр Рабочего театра Пролеткульта (художественный руководитель С. Эйзенштейн).

Фильмы и сериалы (71 фильмов)

Русский сувенир
3.2

На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолет с туристами, летящими в Пекин. Все пассажиры иностранцы, кроме Варвары Комаровой. Здесь и магистр теологии Джон Пиблс, приехавший в Россию узнать, «чем они заменили Бога», здесь и американский миллионер Эдлай Скотт, волнуемый проблемой «можно ли Россию вернуть к капитализму», со своим секретарём Гомером Джонсом, и итальянская «графиня» Пандора Монтези, и, наконец, таинственный доктор Адамс. В комических ситуациях гости сталкиваются с различными явлениями советской жизни: новый город в Сибири, строительство Братской ГЭС, запуск ракеты на Луну… В результате иностранные гости убеждаются, что советские люди хотят мира. Они возвращаются домой с глубокой уверенностью в возможность мирного сосуществования двух разных социальных систем.

Русский сувенир

1960

Роль: John Peebles

Человечка нарисовал я
6.3

1 сентября. В школу самый первый пришёл мальчик Федя. В пылу радости Федя нарисовал углем на белой стене маленького весёлого человечка в шляпе и с зонтиком. На уроке учитель заметил человечка и спросил, кто нарисовал его, но Федя, испугавшись наказания, промолчал, и когда учитель попросил учеников поднять руки, Федя перед этим потихоньку вытер их, а его друг, с которым тот поздоровался в классе, ничего не подозревая, поднял испачканную углём руку и попался. Когда Федя, никому ничего не сказав, пошёл домой, возмущённый его поступком нарисованный человечек ожил и пошёл вслед за мальчиком, чтобы серьёзно с ним поговорить. Однако Феде нравится быть врунишкой, и он отзывается на предложение радио отправится в волшебное царство лжи, где правит королева-обманщица. Человечек отправляется Феде на помощь... В итоге, после приключений в поисках правды, Федя нашёл в себе силы произнести признание, давшее название фильму.

Человечка нарисовал я

1960

Роль: учитель (в титрах не указан)

Исполнение желаний
7.0

По сказке Эдуарда Лабуле. Дровосек по имени Зербино - очень одинок, поскольку у него нет верных друзей, близких родных, которые готовы в любой момент его поддержать. Однажды Зербино спас жизнь одной лесной фее, которая в качестве благодарности подарила ему удивительный дар исполнять собственные желания. С того момента скучная, одинокая жизнь дровосека побежала вверх: деревья рубились очень легко, дрова сами неслись из леса домой. Как-то одного раза Зербино решил пожелать принцессе, чтобы та влюбилась в того, кому получится ее рассмешить. Удивительным образом получилось, что человеком, который рассмешил красивую принцессу, стал дровосек, то есть, он сам. Король категорически не согласен с таким раскладом, он выступает против такого брака и решает подослать своего министра по имени Мистигриса наблюдать за влюбленной парой...

Исполнение желаний

1957

Роль: King (voice)