
Махмуд Эсамбаев
Биография
Махмуд Алисултанович Эсамбаев - советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер, актёр. Народный артист СССР (1974) и Киргизской ССР (1969). Герой Социалистического Труда (1984). Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (ныне в Урус-Мартановском районе Чечни). Выходец из тейпа Ишхой. Танцевал с раннего детства. С 3 лет, как сам говорил, уже танцевал на свадьбах, куда его брала с собой мать. В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. Одновременно танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца. В 1941-1943 годах - участник фронтовых бригад, танцевал на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В 1943-1944 годах - танцовщик Пятигорского театра музыкальной комедии. На момент начала депортации чеченцев и ингушей находился в Пятигорске. Ему было предложено остаться жить и работать в этом городе. Однако он отверг это предложение и отправился в депортацию добровольно. В 1944-1946 годах руководил кружком народного танца и вёл уроки бального танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизской ССР. В 1946-1956 годах - солист Киргизского театра оперы и балета во Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, танцы в оперных спектаклях. В 1950-е годы оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года - солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех. После зарубежных гастролей создал свой уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. Создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский-бхаратнатьям), ритуальный[малаялам] «Танец огня» на музыку М. де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский), «Воинственный» (таджикский), «Охотник и орёл» (монгольский), «Павлин» (перуанский), «Свободу Африке» (африканский), «Бамбука» (колумбийский), «Негритянский танец», танцевальные сценки: «Еврейский портняжка», «Автомат», танцевальная новелла «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта и других. Всего за годы танцевальной карьеры исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр. С 1961 года снимался в кино. С 1989 года - организатор и президент Международного союза деятелей эстрадного искусства. Академик Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка. Избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962), РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов. Эсамбаев вне сценического образа публично никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.
Фильмы и сериалы (12 фильмов)
Трудовые ритмы Чечено-Ингушетии
1972
Роль: Self