
Михаил Жаров
Биография
Советский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1944). Народный артист СССР (26.10.1949). В 1920 году окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организации). Актёр в театрах № 1 РВС республики, театра имени Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. С 1938 года — актёр и режиссёр Малого театра. В кино дебютировал в 1915 году крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», первую большую роль — красноармейца Егора, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет. В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Николая Экка он сыграл одну из самых знаменитых своих ролей — бандита Жигана («Путёвка в жизнь»), у Григория Козинцева и Леонида Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»), у Владимира Петрова — весёлого озорника Кудряша («Гроза») и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый»), у Исидора Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре») и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у Сергея Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»). В 1944 году был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин». Всего М.И. Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить правильно, разумно. Как кинорежиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство», «Анискин и Фантомас» (совместно с В.А. Раппопортом), «И снова Анискин» (совместно с В.И. Ивановым).
Фильмы и сериалы (68 фильмов)
На вокзале потерялись очаровательные близнецы, грудные младенцы. В устройстве их судьбы принимают участие и молодая девушка-электромонтер, и военные моряки, и садовод, и старый профессор психологии. В заботах о малышах каждый находит и свое счастье.
Близнецы
1945
Роль: Vadim Spiridonovich Yeropkin
Действие фильма происходит в первый год Великой отечественной войны. В основе сюжета — поединок командира партизанского отряда и секретаря райкома Кочета с полковником Макенау.
Секретарь райкома
1942
Роль: Gavril Fedorovich Rusov
Фильм о героической обороне Царицына (1918) частями Красной Армии под командованием Сталина и Ворошилова.
Оборона Царицына
1942
Роль: Perchikhin
Учитель греческого языка Беликов, работающий в сельской гимназии, любил держать вещи в футлярчиках, всего боялся и сам жил, словно в футляре, по принципу: «как бы чего не вышло». Этим принципом он буквально «терроризировал» гимназию и жителей села. Надежда появилась, когда в село приехала Варенька — «не девица, а мармелад», хотя уже и в возрасте, и «не прочь была замуж, хотя бы и за учителя греческого языка».
Человек в футляре
1939
Роль: Михаил Александрович Коваленко (учитель истории и географии)
Пётр Первый. Вторая серия
1938
Роль: Alexander Danilovich Menshikov
История о цирковых артистах, действие которой происходит в период гражданской войны в России.
Два-Бульди-два
1929
Роль: Chairman of the revolution committee
Кто ты такой?
1927
Роль: Student
Аня
1927
Роль: Zhdan
Его призыв
1925
Роль: Factory worker
Немой фильм с подзаголовком «советская бытовая комедия», высмеивающий нэпманский быт и нравы Москвы 1920-х годов. Мелкий чиновник влюблен в очаровательную продавщицу папирос, но она мечтает о красивой и богатой жизни...
Папиросница от Моссельпрома
1924
Роль: sluzhashchiy i nosil'shchik
Царь Иван Васильевич Грозный
1915
Роль: Soldier